Подводные камни чайного бизнеса
Русский дух, сердец российских жар,
В будний день, иль в колокольных звонах,
Гость за стол, и тут же самовар
С ароматом древнего Цейлона.
— Гляди, папа! Красотища какая!
Я сижу у окна, дальше него – запрет, а всё потому, что сегодня у меня домашний режим. А чего вы хотели? Два неуда подряд по арифметике, это уже перебор!
А за окном и вправду великолепие. Зима одарила деревья меховыми шубками, иней покрыл провода, поселился на дворниках машин. Что не говори, зима – это здоровски!
— А не сходить ли нам в спортзал, а папа? – предложил я папе (знаю, что хитрый, но надо как-то реабилитироваться).
— Нет, сынок, — вздохнул отец, — Сегодня не наш день, а жаль, я так хотел поплавать, да и тебе не мешало бы.
Мудрый папа против хитрого сына – та ещё схватка! Этого мужчину голыми руками не возьмёшь. Придётся создавать альтернативу.
— О! Пойду буфетом займусь, — наконец, придумал я, — А то давненько я вас хорошим чайком не баловал. Да и кошка загрустила без жертвоприношений.
— Сынок, а цены всё те же? Или будут скидки? – поинтересовался папа.
— С какого перепугу? – удивился я, а лицо моё оставалось непоколебимым. — В бизнесе нет родни, папочка. Ты же сам говорил!
— И зря! Попробуй сделать цену не пятьдесят, а, скажем, двадцать рублей. Товар покупать будут чаще, оборот денег ускорится. Или акционное предложение запусти громкое: ТРИ ЧАШКИ ПО СОРОК, или ПЯТЬ ЧАШЕК ПО ДВАДЦАТЬ. Думай, козак! Но, прежде хорошенько посчитай и не перемудри с ценой.
Я закатил глаза, губы мои зашевелились – мыслю!
— А ведь ты прав, папа, — наконец прикинул я, — Так получится чаще и больше. А вот пойду, и заварю. Авось что-то выгорит. И, кстати, у меня ещё есть бутылка кваса. Так что желающие ледяного бодрящего напитка – милости просим.
К вечеру, папа ходил и булькал животом как тот кот Том из мультика, но терпеливо поддерживал мой малый бизнес. Няня Аня, мама и Алиса, напившись чаю, занимались своими делами, Эля смотрела мультики. А я кипятил уже третий чайник. Небольшая проблема, частично угрожающая бизнесу, возникла из-за очереди в туалет, но это – всего лишь детали.
Я подошёл к отцу.
— Папа, — сказал я ему, — Если ты больше не хочешь, то я закрываю буфет до завтра. И, вот ещё что. Утром надо идти в магазин, закупать чай и сахар, а у меня с деньгами как-то не важно: всего двести рублей. Не ссудишь под торговлю?
— А почему, ты не проанализировал ситуацию? – возмутился папа. — Я же говорил – посчитай!
— Наверное, было мало товару, и цена твоя низковата! – быстро нашёл я причины своего фиаско.
— Ясно, итог отрицательный. А я тебя учил. Прежде чем затевать новое дело, нужно просчитать все риски. Ценники, приход, расход. А ты, скорее всего продавал ниже себестоимости.
— Да всё было просчитано, но тут такая история. Я же новую машинку купил. Кто же знал, что о закупках товара надо было позаботиться? Ладно, завтра всё равно иду в гости к бабуле. Она уж точно не оставит несчастного ребёнка голодным и обездоленным.
— Ладно, горемыка, плесни-ка чаю. У меня ещё одна, похоже, пятая чашка по двадцать рублей оплачена.
Я налил папе очередную акционную чашку. Он отхлебнул, и лицо его выражало явное неудовольствие.
— Сынок, а почему чай такой бледный? – недоумевал папа.
— Пап, ну ты даешь! – сказал я, приготовившись защищать весь свой бизнес. — Ты же не думаешь, что чай по двадцать за чашку может быть насыщеннее чая за пятьдесят? Это же элементарно, что при таких ценах я начну экономить…
— Э-э, нет, сынок! Экономить на клиентах – последнее дело. Раз уж по двадцать совсем нерентабельно, делай по двадцать пять, ну или по тридцать в конце концов.
— Ну, или по сорок уже, чего мелочиться, — подвёл черту я, прекрасно зная, что покупательская способность папы позволяет ему выпить пару чашек и за сорок, и даже за шестьдесят рублей.
— А нет, сынок, чем ближе ты к исходной цене, тем менее заметна твоя акция. Предложение должно быть броским! Разница в цене должна быть разительной. Покупатель, завидев твою рекламу, должен сказать: «Я хочу попить этого чая!», даже при том, что чай ему совсем не нужен. Как-то так, сынок.
Папа отпил ещё глоток с чашки, продемонстрировал недовольную гримасу, и изрёк:
— Нет, дружище, так дело не пойдёт, я хочу обратно свои деньги за последние пять чашек! Качество товара совсем не вдохновило. Силантий, разрази меня гром, ты же деньги из воздуха делаешь! Неужели трудно было приготовить нормальный золотистый чай, чтобы клиенты хотели возвращаться к тебе снова и снова?! А я недоволен качеством товара! Где книга жалоб?!
— Вот, возьми листочек, на нём напиши! Обещаю вклеить его, как только появится книга жалоб. Да не шуми ты так, заладил: «Качество товара! Качество товара!». Всех клиентов распугаешь, их, итак, у меня нет, ты один, и то – недовольный. А чай слабый, потому что закончился! Не готов я был к твоей акции. Уж больно она внезапная получилась…