Деньги, которые будут работать на Силантия
В деньгах радость и трагичность,
Спешка – минус в этом круге.
Никогда не трать наличность,
Прежде, чем получишь в руки.
Я ходил вокруг копилки, и походил на кота, крутящегося вокруг аквариума. Только кот своих рыбок видит, а я свои денежки через стенки копилки не видел. Но это – не самое страшное. Я грустил оттого, что я свои деньги ещё и не слышал.
Я подозвал папу, взял копилку в руки, и сказал:
— Папа, вот ты всегда говоришь, что деньги должны работать. Так почему же мои деньги в копилке не работают? Я вот уже пол часа вокруг неё хожу – ни звука. Вот когда строители работают – их за городом слышно. Раз нет шума, значит не работают мои деньги!
Я потряс копилку – мы с папой услышали звон монет, ударяющихся друг об дружку и шелест купюр.
— Смотри, — сказал я папе, — Зашевелились! Чувствуют, что босс пришёл, и сейчас нагоняй даст! А ну за работу, лежебоки! Хватит спать!
Папа только улыбался, ничего не говорил. Видя, что вопрос решился сам собой, он спокойно удалился. Но через пять минут я пригласил его снова. Разговор был серьёзный.
— Папа, я пересчитал свои деньги. Оказалось, их больше не стало. Что за дела? Получается, и совсем они не работают!
Папа засмеялся.
— Сынок, открою тебе секрет: копилка – не лучший способ преумножения богатства. Она от того и «копилка», от слова «копить».
— Так купи мне «преумножалку», которая будет преумножать!
— Не всё так просто! «Преумножалку» купить нельзя. Но, она даётся с рождения, правда не все ею пользуются.
— А где моя преумножалка? Ты мне её не показывал!
Папа постучал указательным пальцем по моей голове и сказал:
— Вот она – твоя «преумножалка»! Складывай в копилку свои деньги, а голова пусть думает, как заставить их работать. Без твоих мыслей эти деньги всего лишь цветные бумажки и блестящие кругляшки.
— Так можно купить на них кучу мороженого! – я показал, что моя голова определенно работает.
— Э-э, нет, сынок! – грустно вздохнул папа, — Такое каждый может придумать. Ну купишь ты мороженое на все сбережения, сам половину съешь, половину сестричкам отдашь. И что у тебя останется? Ноль!
— Я понял, можно купить мороженое, а потом продавать его сестричкам, только дороже! – поделился я с папой своей идеей.
Папа засмеялся.
— Так мы уже это проходили: ты купишь мороженое, и раздашь его сестричкам просто так, добрая твоя душа! Но ход твоих мыслей мне нравится – это и есть «заставить деньги работать». Ты сейчас хотел заняться коммерцией – это когда покупаешь что-то дешевле, продаешь дороже – а разницу в цене кладешь в карман. Вот сколько у тебя сейчас денег в копилке? Давай, колись!
— Тысяча восемьсот шестьдесят рублей! – гордо ответил я.
— Ну вот, купил ты товара, «чупа-чупсов», например, и мишек мармеладных на тысячу восемьсот шестьдесят рублей, и продал их во дворе на две тысячи пятьсот рублей – считай целых шестьсот сорок рублей прибыли! Только я тебе образно говорю, а то побежишь сейчас незаконным предпринимательством во дворе заниматься. Для того, чтобы что-то перепродавать, нужно разрешение получить от государства. Сделаешь это, и можно хоть лавку во дворе открывать: «Сласти от Силантия».
Папа опять засмеялся. А мне идея понравилась. Я представил, как моё умное лицо слегка высовывается из окна лавки «Сласти от Силантия», а к ней выстроилась очередь из дворовых ребят: первая половина делится впечатлениями, какие всё-таки вкусные, эти сласти от Силантия, а вторая половина восхищается моей успешностью.
— Это хорошая идея! – поддержал я. – Ну же, папа, какие ещё есть варианты превратить мою кучку денег в две кучки денег, а может даже в три!
— Хитрый какой! – улыбнулся папа, — Включай свою «преумножалку» и думай. А пока думаешь, продолжай складывать деньги в копилку. Вот тебе ещё «соточку», чтобы думалось лучше.
И папа опустил в копилку сложенную сторублёвую купюру.
— Папа, а я вот у тебя в кошельке денежки увидел – они и ярче чем у меня, и не такие мятые. Может поменяемся?
— Силантий, ценность денег не в том, чтобы они были новыми и немятыми. Если на бумажке написано сто рублей, то она столько и будет стоить, хоть мятая, хоть тусклая – главное, чтобы не порванная была, тогда могут и не принять её. Какой бы не была купюра красивой, больше, скажем, одной шоколадки ты на неё не купишь! То же самое с монетками.
— Отлично, раз нет разницы, давай поменяемся! – я посмотрел на папу и улыбнулся.
— Ну ты и хитрюга! – сказал папа и мы принялись менять купюры и монетки, которые мне показались недостаточно красивыми.
— Папа, а как появились деньги? – спросил я у папы, пока мы делали обмен.
— Хороший вопрос! Когда-то люди жили без денег, обменивались товаром друг с другом. Например, у тебя есть две курицы, а у меня железные сабли. Мы меняемся, и теперь и у тебя, и у меня есть оба товара. И покушать можно и от врагов защититься. Но это было не совсем удобно. Представь, ты идешь на рынок за покупками, и тащишь в мешке десять поросят или двадцать куриц. Это тяжело. Тогда человек подобрал предметы: недешёвые, но компактные. Например, яркие и редкие морские раковины или драгоценные камушки, жемчуг – этими предметами можно было заплатить за товар. Их легко положить в кошелёк, или надеть на верёвочку. Удобно и надёжно.
-А почему сейчас мы не носим камушки, ракушки в мешочках? Зачем придумали бумажные деньги и монетки?
— Всё просто. Не везде есть жемчуг и раковины, и не везде их считают ценными. Тогда решили делать монеты из золота и серебра – эти металлы везде почитали. Они не ржавеют, их всегда можно переплавить, скажем, на украшения для женщин. Форма монеток была разная. И круглые и квадратные и ромбики. Вон в Китае так и вовсе кругляш с дырочкой по центру. Надел на верёвочку, привязал на пояс и пошёл. Чем не кошелёк?
Но, пришло время, когда и деньги из золота и серебра стали неудобными. Тогда появились бумажные деньги. По сути, бумажная купюра – это то же золото, но хранится оно не у тебя дома, а где-то в банке. На каждой купюре как бы написано: «У этого человека золота в банке на сто рублей». Вот я закинул тебе в копилку «сотку» — считай, золотую песчинку туда положил.
— Нет папа, пусть лучше сотка будет, а то мне на золотую песчинку потом в магазине ничего не дадут! – пошутил я.
— А вообще сынок, — продолжал папа, — Деньги надо уважать! Они не любят, когда про них говорят: «Проклятые деньги», не любят валяться по карманам или на столе в скомканном виде.
— Мистика какая-то! – удивился я, — Они что, живые?
— Нет сынок, не живые. Но отношения к себе требуют приличного. И если ты будешь их уважать, то они сослужат тебе хорошую службу. Ты уже научился их сохранять – это большое достижение. Помнишь твои первые дни с копилкой? Там было немного денег – едва хватило бы на сладости. А сегодня ты можешь позволить себе купить целый самокат! Но самое главное, чтобы ты смотрел на деньги, и видел в них возможности.
Научись ими управлять, и тогда почувствуешь их энергию: деньги можно вложить в банк, купить акции какой-нибудь успешной компании, открыть на них свой бизнес, купить машинки, самокаты, квартиры и сдавать это в аренду.
Я слушал папу, а сам всё думал о собственной лавке. Пожалуй, эта затея намного интереснее, чем вложить деньги в банк. И ребята зауважают, и сладостей наемся. А какой прок от денег в банке? Хотя, здесь тоже хорошо: вложил деньги в банк, и делать ничего не надо – лежи да мультики смотри, а банкиры всё за тебя сделают.
— Пап, слушай, — сказал я, когда папа закончил рассказ. – А мой будущий бизнес не пострадает, если я возьму из копилки всего одну монетку?
— Да нет, не особо, а зачем тебе это?
Я достал из копилки десятирублёвую монету и протянул папе.
— А теперь просверли, пожалуйста, дырочку в этой монетке. Буду носить на верёвочке, как китаец. Пусть это будет моим талисманом!